Давно стихли сражения второй мировой. Но героическая история предков остаётся для россиян живой – во многом, благодаря стихам и песням. Интерес к военной поэзии не угасает, напротив – современные поэты развивают и обогащают наследие Симонова, Асеева, Исаковского.

Блестящий пример – стихотворения Александры Очировой. В творчестве этой самобытной поэтессы тесно переплетаются сразу несколько актуальных  тем – история, вера, память, любовь. Стихи отражают богатство внутреннего мира автора. Александра Очирова – учёный, общественный деятель, философ. Из-под её пера вышло 12 поэтических книг, в том числе и трехтомное собрание сочинений. Презентация последней книги состоялась совсем недавно, накануне праздника Великой Победы в Галерее искусств Зураба Церетели.

Военная поэзия А. В. Очировой – это целый мир, красочный, живой, многогранный. Недаром поэтессу считают представительницей русского космизма. Её стихи несут в себе глубокую философию. Поэтесса расценивает войну как источник немыслимых страданий всей планеты. Может быть, войны посылаются свыше, как наказание за поруганную веру? Людям необходимо просить Всевышнего о прощении. Раскаяться, запомнить, возблагодарить за счастье мирной жизни – вот лейтмотив поэзии Очировой. Особенно ярко это звучит в стихотворении «Где мне свечу поставить за Россию?».

С первых же строк стихотворений читателя окружают живые образы – города, цветы, курганы, свечи. Читатель, словно воочию, видит разрушенные храмы и изрытые ранами поля, Мамаев курган и парижскую площадь. Поэтесса не использует затейливых эпитетов и громких слов, но её звонкие строчки создают напряжённый ритм, пробуждают чувства. Наверное, поэтому они близки любому человеку.

В чём же секрет и очарование поэзии Очировой? Она – наша современница, и переосмысливает события Великой Отечественной как страшный урок человечеству. Забыть о войне – значит, взрастить семена нового зла. Многие строчки звучат как предостережение. Поэтесса говорит с сердцами читателей, используя общечеловеческие эмоции – страх смерти, ярость, боль. Она обращается к каждому читателю в отдельности и к человечеству в целом.

Откуда в стихах такая искренняя сила? Муж Александры Очировой, Валерий, участвовал в боевых действиях в Афганистане, был награждён званием Героя Советского Союза. Поэтесса пропустила ужас войны сквозь собственную душу. Её творчество приобретает новые оттенки, которых не могло быть у поэтов-фронтовиков. Война не ушла в прошлое. Как раковая опухоль, она разрастается зловещими метастазами. Эта идея особенно значима в наши дни, когда планета охвачена пожарами военных, национальных и религиозных конфликтов.

В поэзии Очировой нет ничего от фальшивого ура-патриотизма. Самые пафосные строки звучат как гнев и скорбь, идущие из глубины души. Поэтесса использует простые слова, несложный размер, но в каждом стихотворении есть особенная мелодия. Неслучайно на стихи Очировой написано более 80 песен, в том числе и знаменитая «Сталинградская площадь в Париже». Эти песни исполняли популярные лирические певцы – Ренат Ибрагимов, Лариса Долина, Эдита Пьеха.

Сама Александра Васильевна не разделяет свои стихи по темам. Даже военные сюжеты несут в себе дополнительные смыслы – гуманизм, любовь, духовность. Поэтесса считает, что с помощью творчества доносит до людей смысл своей общественной деятельности. С 2012 года она носит титул Посла Доброй Воли ЮНЕСКО, и все свои силы отдаёт служению науке, образованию, защите идеалов добра.

В канун Дня Победы стихи и песни Александры Очировой прозвучали во множестве теле- и радиопередач, в концертных залах российских городов и сёл. Они заставляют нас почувствовать причастность к истории родной страны, ощутить боль и гордость за её непростую судьбу.

 

Николай Чуйков

Председатель правления Мытищинской общественной организации «Трудовая-Северная»

Президент Фонда имени Маршала В.И. Чуйкова

Стихи Александры Васильевны Очировой:

Где мне свечу поставить
за Россию?
У алтарей разрушенных
церквей,
Где позабыта Вера
и святыни
И где Господь отрекся
от людей.
Пусть весь народ покается.
Всевышний,
Прости нас всех такими,
как мы есть…
…Где мне свечу поставить
за Россию?
Чтоб Бог нас и услышал
и простил.

***
Почти вопрос… последний страх
Куда исчезнут лес и поле?..
И чувство ярости и боли-
Как жизнь врагов в твоих руках
И смерть карающей стрелою
Летит к земле стальная воля.
А ПОЛЕ СВЕТИТСЯ РОСОЮ!
И ТЫ, ЖИВОЙ ИДЕШЬ ПО ПОЛЮ!
ИДЕШЬ, ИДЕШЬ,ЖИВОЙ!ЖИВОЙ ЖИВОЙ!!!

Сталинградская площадь в Париже —
Перекресток времен и дорог…
Стал мне сразу дороже и ближе
Этот город любви и цветов.
Помним мы, как земля полыхала,
Чтоб победу врагу — не отдать.
И, как памятник, заживо встала
Над курганом Россия и мать.
Пусть Мамаев курган не услышит
Канонаду далекой войны.
Сталинградская площадь в Париже —
Это памяти нашей следы.
Посмотри, как земля отдыхает
От кровавых ристалищ и ран,
И пусть снова войны не узнают
Ни Париж, ни Мамаев курган.

 

ОСВЕНЦИМ

В Освенциме страшнее, чем в аду,

Бараки смерти. Все по расписанью.

Но увивали здесь не по суду,

А по нутру звериного желанья —

Поработить, унизить и стереть

С лица Земли за то, что не такие.

Здесь и рассвет является как смерть,

Что губит за фамилию и имя.

Здесь слезы материнские и  плач,

И пепел вперемежку с облаками…

Ах вы, зверье — без душ и без сердец,

Ваш сатанинский опыт — боль и муки.

Будь проклят ваш очаг и ваш отец,

И пусть вас не помянут ваши внуки.

ПОХОРОНКА

Нарушился порядок бытия,

Чередованья смены поколений —

Наоборот подвинулась Земля,

И из-под ног на ноги встали тени.

Нет горше слов, чем сыну скажет мать,

Когда ему не встать и не ответить.

И тишина — как нечего сказать…

Но дети, где ни есть, всегда есть дети.

И смысл земной потерян навсегда,

Ведь кровь и плоть не могут быть бессмертным

Полоской черной склеены конверты —

И в них всегда заложена беда.

Нарушены все правила любви:

У матери война убила сына.

Но та земля, что вся в его крови,

Ему была своя, а не чужбина.

 

На бранном поле — грязь и кровь,

И жадность бывшего соседа,

Но смысл — как вечная любовь,

Не мимолетная победа.

И не бессмысленный предел,

Где кровь замешана с землею…

И каждый воин поседел,

И никогда не стал собою.